Марийцы - один из древнейших народов Среднего Поволжья. Луговые мари – олык мари - составляют основную массу марийского народа, проживающего на территории Яранского района.
Одним из самых популярных жанров марийского фольклора является песня. Она всегда рядом с человеком в течение всей его жизни: от рождения и до смерти, звучит как во время работы, так и на отдыхе, сопровождает обряды и праздники. Мелодия и слова передают мысли, чувства, переживания. «Песня – душа народа», «С песней легче живётся», - говорится в марийских пословицах. Песни приурочены к какому - либо обряду, связаны с его выполнением, направлены на достижение положительного результата.
К обрядовым песням относятся: календарные, свадебные, празднично – гостевые, похоронно – поминальные, рекрутские, трудовые песни, песни жрецов.
Календарные песни – это песни аграрных праздников и обрядов, связанные с сельскохозяйственным календарём.
В период зимних святок проводился девичий пир - Шорыкйол, совпадающий с Рождеством (рождественский пир). На Шорыкйол большую роль играли всевозможные гадания, магические действия, с помощью которых люди старались узнать своё будущее, повлиять на предстоящий урожай, благополучие семьи. «Карнавал» проходил очень ярко, шумно, весело, устраивались игры с участием ряженых во главе с Василий кува- кугыза( старуха и старик Василий). В продолжение всей рождественской недели не только молодёжь, но и старики развлекали друг друга сказками, загадками, шутками; дети играли в различные игры. Самыми известными играми были: «игра в ремень», «колечко», «катание бутылок», «ворота». Всё это проводилось под сопровождение музыки, песен, плясок. А в рождественский вечер, «Васли водо», проводились многочисленные игры и представления с исполнением народных песен и плясок.
Масленичные песни имели магический смысл, что способствовало хорошему урожаю.
На Кугече (Пасху) не пели, а только плясали. У марийцев проводился обряд «ташлама корка» (день угощения пивом), на котором женщины и мужчины с ковшами в руках поочерёдно парами плясали под аккомпанемент волынки.
С наступлением лета, на седьмой неделе после Пасхи, марийцы отмечали Семик (Семык), в котором, как и в Кугече, большое место занимал культ предков. Читались молитвы и исполнялись поминальные песни в честь умерших родственников.
Перед сенокосом и уборкой урожая, обычно в Петров день, устраивали Сурем: большой праздник с крупным жертвоприношением главным богам и обрядом изгнания злых духов. Характерной для Сурема является игра на особой трубе – суремпучь, которую изготовляли специально для этого праздника и уничтожали после его завершения. Марийцы верили, что игра на суремпучь должна способствовать хорошему урожаю. После окончания молений устраивались массовые гуляния. В песнях Сурем назван самым большим праздником (Что сравниться с праздником Сурем), волнующим души людей.
Осенью в каждой семье устраивали праздник Нового хлеба (Угинде пайрем), новой каши, киселя, который проходил в честь окончания уборки хлебов. В этот день звучали молитвы и совершались небольшие жертвоприношения в честь богов: Перке Юмо, Кинде Перке Юмо. Девушки извещали о себе женихов, играя на осенней трубе (девичья труба).
С середины октября (Покров день) начиналась пора молодёжных посиделок. Отмечали девичий праздник (Удырйуыш) - своеобразное состязание девушек, достигших совершеннолетия. Девушки демонстрировали свои навыки рукоделия, умение принимать гостей, петь и танцевать. В их песнях была отражена последовательность проведения обряда, описывались предметы и действия, сопровождающие его. Также из песен узнавали, что молодёжь развлекалась с помощью плясок и игры на музыкальных инструментах: гармони, волынке, барабане, гуслях.
К семейным обрядам относились гостевые песни (уна муро – унам ончымо муро). Они исполнялись обычно во время праздников, которые делятся на приветственные, застольные, благодарственные, прощальные ... Содержание текстов гостевых песен связано с образом движения: встреча гостей, подношение подарков и т.д.
Игровые песни (модмо муро), возникшие в первобытных обрядах, имеют древнюю историю. В детских играх часто можно было услышать пение считалок и различных игровых песен, связанных с определёнными обрядами.
Особый вид ритуального гостевания представляла погребально - поминальная традиция и связанная с ней песенная культура. Непосредственно на похоронах у марийцев пение не было распространено, но проводы умершего иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах: волынке, гуслях, гармони.
Материал собран специалистом Пушкинского СК Стафеевой Л.М.