Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Версия для слабовидящих
Поиск
612260, Кировская область, Яранский район, город Яранск, улица Карла Маркса, дом 22

Наш адрес
(83367) 2-15-58
Контактный номер
Марийская песенная культура

          Марийцы -  один из древнейших  народов  Среднего Поволжья. Луговые мари – олык мари - составляют основную массу марийского народа, проживающего на территории Яранского района.

         Одним из самых популярных жанров марийского фольклора является песня. Она всегда рядом с  человеком  в течение всей его жизни: от  рождения и до смерти, звучит как  во время работы, так и на отдыхе, сопровождает обряды и праздники. Мелодия и слова  передают мысли,  чувства, переживания.    «Песня – душа народа», «С песней легче живётся», - говорится в марийских пословицах. Песни приурочены к какому - либо обряду, связаны с его  выполнением, направлены на достижение  положительного результата.        

         К обрядовым песням относятся:  календарные,  свадебные,  празднично – гостевые, похоронно – поминальные, рекрутские, трудовые песни, песни жрецов.

         Календарные песни – это песни аграрных праздников  и обрядов, связанные с сельскохозяйственным  календарём.     

         В период зимних святок  проводился девичий пир  - Шорыкйол,  совпадающий  с Рождеством (рождественский пир). На Шорыкйол  большую роль играли всевозможные гадания, магические действия, с помощью которых люди старались узнать своё будущее,  повлиять на предстоящий  урожай, благополучие семьи.  «Карнавал»  проходил очень ярко, шумно, весело, устраивались игры с участием  ряженых во главе  с Василий кува- кугыза( старуха и старик Василий). В продолжение всей рождественской  недели  не только молодёжь,  но и старики   развлекали друг   друга  сказками, загадками, шутками; дети играли  в различные игры.   Самыми известными играми  были: «игра в ремень», «колечко», «катание бутылок», «ворота». Всё это проводилось под сопровождение музыки, песен, плясок.  А в рождественский вечер,  «Васли водо», проводились многочисленные  игры  и представления с  исполнением народных  песен и плясок.

          Масленичные песни имели магический смысл, что способствовало хорошему урожаю.      

         На Кугече (Пасху)  не пели, а только плясали. У марийцев проводился  обряд «ташлама корка»  (день угощения пивом), на котором женщины и  мужчины  с ковшами в руках поочерёдно  парами  плясали под аккомпанемент  волынки.

          С наступлением  лета,  на седьмой неделе после Пасхи, марийцы отмечали Семик  (Семык),  в котором, как и в Кугече, большое место занимал  культ предков. Читались  молитвы и  исполнялись  поминальные песни  в честь умерших родственников.

            Перед  сенокосом  и  уборкой урожая, обычно  в  Петров день, устраивали   Сурем:  большой праздник   с крупным  жертвоприношением  главным богам  и обрядом  изгнания злых духов. Характерной   для Сурема  является  игра  на особой трубе – суремпучь,  которую изготовляли    специально для этого праздника и уничтожали после его завершения.  Марийцы верили, что игра  на суремпучь  должна  способствовать  хорошему урожаю. После окончания  молений устраивались массовые гуляния. В песнях Сурем назван самым  большим праздником  (Что сравниться с  праздником  Сурем), волнующим души людей.

             Осенью в каждой семье устраивали праздник Нового хлеба  (Угинде пайрем),  новой каши,  киселя, который проходил в честь окончания уборки хлебов. В этот день звучали молитвы и совершались небольшие жертвоприношения в честь богов: Перке  Юмо, Кинде Перке Юмо. Девушки  извещали  о себе   женихов,  играя на осенней трубе (девичья труба).

           С середины октября  (Покров день) начиналась пора молодёжных посиделок. Отмечали девичий праздник  (Удырйуыш) - своеобразное состязание девушек, достигших совершеннолетия. Девушки демонстрировали  свои навыки  рукоделия, умение принимать гостей, петь и танцевать.  В их песнях  была отражена последовательность проведения обряда, описывались предметы и действия, сопровождающие его. Также из  песен узнавали, что молодёжь   развлекалась  с помощью плясок и игры на музыкальных инструментах: гармони, волынке, барабане, гуслях.

          К семейным обрядам  относились  гостевые песни   (уна муро – унам ончымо муро).  Они исполнялись  обычно во время праздников, которые делятся на приветственные, застольные, благодарственные, прощальные  ... Содержание текстов   гостевых песен  связано с образом движения: встреча гостей, подношение подарков и т.д.

         Игровые песни (модмо муро),  возникшие  в первобытных обрядах, имеют     древнюю историю.  В детских играх часто можно было  услышать пение считалок и различных игровых песен,  связанных с определёнными  обрядами.

         Особый вид  ритуального гостевания  представляла погребально - поминальная традиция  и связанная с ней песенная культура.  Непосредственно на похоронах у марийцев пение не было распространено, но проводы умершего иногда сопровождались  игрой на музыкальных инструментах: волынке, гуслях, гармони.

Материал собран  специалистом Пушкинского СК Стафеевой Л.М.