Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Версия для слабовидящих
Поиск
612260, Кировская область, Яранский район, город Яранск, улица Карла Маркса, дом 22

Наш адрес
(83367) 2-15-58
Контактный номер

Ветряные мельницы Опытнопольского сельского округа


    Ветряная мельница  деревни Семёново.   

Старинная ветряная мельница стояла когда – то юго – западнее деревни Семёново. Своими четырьмя лопастями вращала два «постава». На одном из них мололи крупным помолом муку для скота, другой же предназначался для помола на хлеб.

     Последний мельник этой мельницы Вотяков Гавриил Иванович, вздев к небу смоченный во рту указательный палец, узнавал точное направление ветра, затем с помощью верёвки, закреплённой за «водило» мельницы и вкопанные в землю столбики, один поворачивал «шапку» ветряной мельницы в нужном направлении, ловя таким образом ветер.
Рассказывает внук Родиона Гаврииловича – Вотяков Сергей Павлович:
 «Я хорошо помню эту мельницу. До ухода в армию я помогал деду «ковать» мельничный камень. Что это значит – ковать камень? На трущихся поверхностях жерновов делают насечку, т. е. пробивают ряд углубленных бороздок, и промежутки между этими бороздками приводят в грубо – шероховатое состояние. Зерно попадает во время размола между бороздками верхнего и нижнего жерновов и разрезается острыми режущими краями бороздок на более или менее крупные частицы, которые размалываются окончательно по выходе из бороздок.

Бороздки – насечки служат также путями, по которым размалываемое зерно подвигается от «очка» (центрального отверстия в верхнем жёрнове) к периферии – внешнему краю  схода с жернова. Так как жернова, даже из лучшего материала, стираются, то насечка должна быть возобновляема время от времени. Для «ковки» применяли большое стальное зубило, углубляя бороздки на камне.

И ещё помню, как  дед отцентровывал верхний камень – «бегун». По окружности камня крепились так называемые медные «чашечки», в которые дед подкладывал камешки для баланса вращающегося камня. Если не отцентровать камень, то его будет «бить» при вращении –  бросать в стороны. При этом будут проскакивать немолотые зёрна, и в целом качество муки ухудшится, какими бы хорошими ни были мельничные жернова. А мельничные жернова в «Семёновской» ветряной мельнице были неплохие. Возможно,немецкие. Во всяком случае, на них были выбиты немецкие буквы. Когда не стало каскада водяных мельниц на р. Ярань,  зерно на помол в деревню Семёново повезла вся «речная» сторона».

    В 1967 году Семёновскую красавицу – мельницу, уже не работающую к тому времени, разобрали, и рабочие её механизмы перевезли в местечко Опытное Поле, где установили уже на электрическую тягу. Мельником поставили жителя деревни Осинки Огородникова Ивана Ивановича.
    Строки о мельницах на электрической тяге ещё впереди.

(Записано со слов Вотякова Сергея Павловича, 1948 г.р., уроженца д. Семёново Яранского района).

 Ветряная мельница  деревни Осинки.

    Своя ветряная мельница, стоявшая за деревней, поставленная как бы в помощь водяной мельнице, была и в Осинках. Это указывает на то, что люди не надеялись на работу одной водяной мельницы, как бы она ни была хороша. А может быть, ветрянку поставил предприимчивый крестьянин. Ведь постройка ветряной мельницы стоила дорого, далеко не каждый крестьянин мог ещё построить. А может потому, что населения в округе было много, и водяная мельница не справлялась с большим количеством зерна, привозимым с ближайших крестьянских хозяйств.

Этого мы уже не узнаем. Старожилы деревни помнят лишь месторасположение ветряной мельницы.

(Записано со слов Огородникова Николая Ивановича, 1964 г.р., уроженца д. Осинки Яранского района).

Ветряная мельница  деревни Разумово.

   Ветряная мельница стояла и в деревне Разумово. Но, кроме того, что она принадлежала когда – то Андриану Ивановичу, который владел также деревенской маслобойкой на льняном семени, выяснить пока ничего не удалось.

(Записано со слов Коноплёва Виталия Алексеевича, 1957 г.р., уроженца д. Конопли Яранского района).

Ветряная мельница  деревни Конопли.

    Своя шатровая мельница была в деревне Конопли. Рассказывает  старожил этих мест Коноплёв Виталий Алексеевич:
«Пройдя по деревне Конопли, выходим на место, где была дорога на Ерши Тужинского района. Вот по этой дороге, пройдя в бугор, немного не доходя до верха и стояла «Коноплёвская» ветряная мельница. Я уж и не знаю, кому она принадлежала, помню только небольшую яму с обломками полуразрушенных жерновов да куст вербы на краю этой ямы.Мы всё время, когда пасли коров, отдыхали у этого места, а скотина, вдоволь наевшись сочной травы, располагалась отдыхать вокруг нас».

(Записано со слов Коноплёва Виталия Алексеевича, 1957 г.р., уроженца д. Конопли Яранского района).

Ветряная мельница  деревни Епихино.

Рассказывает Коноплёв Виталий Алексеевич: «Начну издалека, вспомнив случай с волком.
Как – то мы с мамой пасли коров, я тогда в техникуме уж учился на агронома, отдыхали тоже у этой старой мельницы. Уже ближе к обеду к нам из Ершинского леса пришёл большой серый волчище. А я на пастбище всегда брал с собой большую толстую палку и нож. Весь день сижу и режу эту палку, к вечеру она у меня вся в резьбе, как посох древнего старца – ведуна.

    Красно – коричневая корова тети Нади вскакивает с места – и за волком, я за ними. Корова, отогнав волка, по кругу убежала снова в стадо. А я, получилось, что с палкой и ножом бегу за волком. Пробежав немного, волк остановился, повернулся ко мне, широко расставив лапы, и смотрит на меня. Я, конечно, тоже остановился и смотрю на него, страха в тот момент никакого не было, я в любой стрессовой ситуации почему – то начинаю улыбаться. Людей во время конфликта это раздражает ещё больше, а волк, посмотрев на мою улыбку, наверное, решил, что с придурком не стоит связываться, повернулся и убежал в лес. А я вернулся на пастбище и продолжил резать резьбу на своей палке.

    Я показал своим друзьям место, где была мельница, и мы отправились обратно к машине. Подкрепились, чем Бог послал, и на этом наше путешествие закончилось».

(Записано со слов Коноплёва Виталия Алексеевича, 1957 г.р., уроженца д. Конопли Яранского района).

 Ветряная мельница  деревни Махово.

Рассказывает Коноплёв В.А.: «По Пахомовскому полю направляемся к Маховской ветряной мельнице. Она находилась по дороге на деревню Займище, и рядом с нею стояла большая старая липа. Я запомнил только старую полусгнившую липу и развалины этой мельницы. Ничего мы не нашли, я сейчас только понял – выше надо было искать, да и поле всё заросло деревьями. Берёзы и осины,земляника и море грибов. Ну да  ничего – найдём на будущий год».

(Записано со слов Коноплёва Виталия Алексеевича, 1957 г.р., уроженца д. Конопли Яранского района).

 Ветряная мельница  деревни Красная Горка.

    В деревне Красная Горка – старое название населённого пункта – Аникино, тоже стояла крылатая шатровая красавица, украшавшая собой пейзаж. В памяти народной осталось лишь место, где она когда – то вращала своими лопастями, старательно ловя каждый порыв ветра. Возможно, именно жернова этой ветряной мельницы продолжили свою работу уже от электрических двигателей.

(Записано со слов Коноплёва Виталия Алексеевича, 1957 г.р., уроженца д. Конопли Яранского района).

    Ветряные мельницы населённых пунктов  Кулёво и  Рождественское не оставили никаких сведений о себе и своём местоположении на местности. Лишь в памяти старожилов ещё сохранились какие – то обрывочные сведения об этих крылатых мельницах.

Ветряные мельницы деревни Танаково.

    Одна из них (в дальнейшем переделанная на дизельный привод) принадлежала когда – то Махову Михаилу Акимычу, была высокая, 6 – ти лопастная.

Вторая же мельница – более старая, уже долгое время стоявшая без крыльев, вероятнее всего послужила основой электрифицированной мельницы в  селе Рождественское.
    Долгое время старую шатровую ветрянку не могли разобрать, так как конструкция была очень прочно скреплена шкантами.
(Шкант — крепёжное изделие чаще в виде цилиндрического стержня. В данном случае, вставляемое в отверстия в концах и середине бревен, таким образом,  дополнительно скрепляя брёвна между собой, из которых сложен сруб мельницы) Заброшенная мельница стояла до времён появления первых бензопил в колхозе. Только бензопилами удалось победить то, что было так прочно построено нашими предками.

    Скорость помола ветровых мельниц была также не очень высокой.
На смену энергии ветра спешила механизация всего и вся.

    «Крылатая Танаковская мельница первая сдалась под натиском технического прогресса. Её, на первом этапе модернизации, переделали на привод от трактора
«МТЗ – 2». На место заднего тракторного колеса закрепили небольшой шкив, который посредством ременной передачи вращал мельничные жернова. Позже эстафету работы на мельнице принял трактор «ДТ – 20», вращая жернова через вал отбора мощности. А ещё некоторое время спустя, Танаковскую ветряную мельницу электрифицировали.

6..jpg

«Танаковская» ветряная мельница, крупный план.  Фото из школьного музея Опытнопольской основной школы.

5..jpg

Вид на «Танаковскую» мельницу со стороны поля. Фото из школьного музея Опытнопольской основной школы.

(Записано из фондов школьного музея м. Опытное Поле).

 Электрифицированные мельницы.

  Но вот уже на «пятки» водяным, ветряным и механическим мельницам «наступали» электрифицированные мельницы. 
    Приход в деревню механизации в 50 – 60 – ых годах прошлого века, а затем и электроэнергии, быстро привёл к упадку мельниц, использующих энергию двух стихий.

  Где – то лет за 25 в округе не осталось ни одной старой мельницы.

Электрифицированная мельница  деревни Красная Горка.

    Когда – то была электрифицированная мельница и в деревне Красная Горка. Скорее всего, эта мельница продолжила дело своей крылатой предшественницы – ветряной мельницы, откуда жернова были перенесены на новую мельницу, движителем которой явилось уже электричество. Но и эта мельница не дожила до наших дней. Сгорела в конце 70 – х годов прошлого века.

(Записано со слов Коноплёва Виталия Алексеевича, 1957 г.р., уроженца д. Конопли Яранского района; Ошаева Петра Михайловича).

Электрифицированная мельница  села Рождественское.

    Наконец, в 60 – х годах прошлого века в селе Рождественское была построена трёхпоставная мельница, изначально использующая мощь электрической энергии.
Скорее всего, основой этой электрифицированной мельницы стала ветряная мельница, находившаяся когда – то в Танаково. Построили мельницу в начале 70 – х годов прошлого века. Бригадиром бригады плотников был Иван Ильич из деревни Танаково, Аркадий Симонов из деревни Кулёво, Юрий Иванович и Коноплёв Алексей Иванович. Александр Ястребков был первый мельник этой мельницы, а последним её мельником был Шишкин Виталий.
    Долгие годы мельница трудилась на благо людей и животноводства села Рождественское и округи. Но общий упадок животноводства подкосил и её. В 2005 году остановились жернова этого малого сельского предприятия.

8..JPG

«Рождественская» электрифицированная мельница. Фото  автора.

7..JPG

«Рождественская» электрифицированная мельница. Внутренний вид. Фото  автора.

(Записано со слов Коноплёва Виталия Алексеевича, 1957 г.р., уроженца д. Конопли Яранского района).

 Электрифицированная мельница  местечка Опытное Поле.

Опытнопольская жерновая мельница – аналог Рождественской, современной по тем временам мельницы, была  построена в 1967 году. Она тоже была спроектирована уже под использование электрического привода мельничного камня. Мельником на ней долгое время работал Огородников Иван Иванович (трудившийся ещё на первой электрифицированной мельнице в Опытном Поле, модернизированной «Семёновской» ветряной). 

    Мощные электродвигатели вращали большие, массивные жёрнова в 3 – х «поставах». Жернова для новой Опытнопольской мельницы были доставлены уже с Урала.

   Привезённое в мешках зерно сгружали на специальную тележку, которая с помощью троса и электрической лебёдки затягивалась по эстакаде на чердак мельницы. Там оно ссыпалось в один из трёх отсеков. В полу каждого отсека было отверстие, через которое зерно поступало в ларь, откуда дозированно с помощью «трясуна» сыпалось в «очко» жернова, вращающегося с большой скоростью. Размолотое зерно – мука, которая тёплой струйкой стекала в сусек, откуда её черпали специальным совком. Затем наполняли ею мешки.

    На корм колхозного скота требовалось много муки – посыпки (муки крупного помола). Для этого был предусмотрен бункер, куда с машины сыпалось зерно для помола. С помощью транспортёра зерно поднималось на чердак мельницы, откуда оно повторяло вышеописанный путь.

Величина фракций муки – тонкость помола, регулировалась поднятием и опусканием камня, а также количеством поступления зерна на помол – в «очко» камня.

    Водным и ветряным мельницам трудно было тягаться в производительности с новыми, электрифицированными мельницами. Ведь мешок зерна пролетал здесь за 10 – 15 минут, в то время как на водяной мельнице процесс помола одного 50 – килограммового мешка растягивался самое малое на час.
    В 2015 году мельница ещё шумела своими двигателями. Ещё сыпалась мука из – под «бегущего" камня. Через год замолчала и она – последняя жерновая мельница на территории Опытнопольского сельского поселения.

Последним мельником Опытнопольской мельницы был Посаженников Юрий Алексеевич. Он посетовал: «За ночь кто – то снял пусковые устройства электродвигателей. Ремонтировать не стали».
Быстро исчез скот с Опытнопольских подворий. Уже не пахнут свежеиспечённым хлебом по утрам улицы, не нужна стала мука в таких количествах.

    Конечно, и сейчас есть фермы в Опытнопольском округе, есть и мельницы, но работающие уже по другому принципу, более технологичные и производительные. Однако, хорошего хлеба из этой муки не испечёшь.

    Неоднократно приходилось бывать на Опытнопольской мельнице. Нравилось дышать запахом размолотой муки, которого нет в кульках с мукой, продаваемой в супермаркетах. Нравилось выбирать муку из ларя в зимнее время, когда замёрзшие руки можно было погреть в тёплой струйке муки, выбегающей из мельничного лотка.

    Всё это мы потеряли…

Потеряли в силу ряда причин, в т.ч. значительного снижения уровня сельского хозяйства в Опытнопольском сельском поселении и в Яранском районе в целом.
С ушедшими от нас старинными мельницами мы потеряли то самое сакральное сотворение хлеба в деревне, которое поддерживало моральную и духовную ценность хлеба в обществе. Ту духовную ценность, одной  из причин падения которой, является исчезновение деревенских мельниц.  

(Записано со слов Коноплёва Виталия Алексеевича, 1957 г.р., уроженца д. Конопли Яранского района; Вотякова Сергея Павловича, 1948 г.р., уроженца д. Семёново Яранского района).