Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Версия для слабовидящих
Поиск
612260, Кировская область, Яранский район, город Яранск, улица Карла Маркса, дом 22

Наш адрес
(83367) 2-15-58
Контактный номер

Праздник новой каши

Марийская культура богата обычаями и обрядами. Одним из многочисленных является обряд марийского народа У пучымыш (праздник новой каши).  Он входит в праздничный календарь всех групп марийцев. В конце октября в Никулятском СДК прошёл праздник У пучымыш, на который были приглашены учащиеся школы, взрослое население села.По традиции этот праздник проводится после завершения уборки урожая в октябре или ноябре - до православного Михайлова дня (21 ноября). В одних местах - в субботу перед праздником Покрова; в других - в субботу перед праздником Казанской иконы Божьей Матери (4 ноября) или в пятницу после него. Праздник У пучымыш имеет важное значение для сельских жителей. Он подводит итоги осенних уборочных работ, ритуально узаконивает начало потребления хлеба нового урожая.


2kasha.jpg

Обрядовые действа носят благодарственный характер. В содержание праздника входят: благодарственное моление, поминовение умерших предков, ритуальная трапеза, праздничное гулянье.

         Марийцы группы сорокан мэрий, в которую входят жители Медведевского, Оршанского, Советского районов РМЭ и Яранского района Кировской области проводили в этот день родовые поминки по умершим родственникам. Моление посвящается Перке Кугу Юмо (богу достатка и прибыли) и Кинде Перке Юмо (богу хлебного достатка). К празднику готовилась каша из овсяной крупы, из муки выпекались пресные лепешки (шергинде). На праздник приглашали родных, соседей, духовных родственников (юмын - тан). Вкусив новой каши, гости пели и плясали под игру гуслей, волынки. Считалось, чем больше гостей на празднике У пучымыш, тем богаче будет хозяин, так как гость, съевший ломоть хлеба и ложку каши, по поверью, оставлял после себя вдвое больше.

      В день праздника хозяин, выйдя в огород, трубил в ритуальную трубу шыжывуч (осенняя труба, сделанная из бересты длиной в 1-1,5 метра), давая знать о семейном торжестве. В праздничную обрядность входил ритуал угощения кашей и блинами хозяина овина (агун оза).

Хозяева с утра пораньше вставали, топили печь, пекли блины, хлеб, варили кашу, накрывали стол (вся выпечка делалась из свежей муки).

Потом хозяин брал в руки блюдо с зерном, ковш с квасом, выходил во двор и, глядя на восход солнца, благодарил Бога за то, что вырос хороший урожай, и просил его, чтобы все дела шли удачно, чтобы все были здоровы, счастливы, дом был полной чашей и  на столе всегда был хлеб.

Затем заходили в дом, зажигали свечу перед иконой, и хозяин дома снова молился, а все члены семьи и гости - вместе с ним.

И только после этого угощали  гостей и соседей. Гости в благодарность хозяевам пели песни с пожеланиями добра, здоровья и  богатства:

                                    В доме четыре угла,

                                    пусть дом будет полон семьей.

                                    Стол имеет четыре угла,

                                    пусть полный стол будет еды.

                                    В сусеке (амбаре) четыре угла,

                                    полный амбар хлеба иметь.

                                    В чулане четыре угла,

                                    пусть  полный чулан одежды будет.

                                    Двор имеет четыре угла,

                                    пусть полный двор будет добра,

                                    В хлеве четыре угла,

                                    пусть полон хлев будет скота.

Затем гости просили хозяев сплясать в благодарность за то, что вырос хороший урожай, и хозяйка с хозяином плясали вместе с ними.

       Гости расходились и приглашали всех к себе. А хозяева благодарили уходящих и давали им с собой гостинцы.

В старину этот обряд проводила каждая семья в разное время, а, не проведя его, не начинали есть свежий хлеб и кашу, считая это за великий грех.

В старину говорили: «Хлеб - всему голова, выше хлеба никто не будет». Так не зря говорили! Ведь как в старину, так и сейчас, встречают у нас гостей, уважаемых людей с хлебом- солью

Считалось, что если было много гостей, то и на следующий год будет хороший урожай, а если мало гостей, то и урожай будет небогатым;  если хлеб уродился, то и народ поет и веселится.

Напомнили односельчанам про эту народную традицию работники Никулятского СДК. После познавательной беседы всех присутствующих пригласили за накрытый  стол, на котором был  свежеиспечённый ароматный хлеб, мясной пирог, каша пшеничная и квас.  Всё, как и положено, из свежего урожая 2017 года. Угощение очень понравилось, все остались довольны и сыты. А после трапезы провели развлекательные игры для присутствующих.