Марийская культура богата обычаями и обрядами. Одним из многочисленных является обряд марийского народа У пучымыш (праздник новой каши). Он входит в праздничный календарь всех групп марийцев. В конце октября в Никулятском СДК прошёл праздник У пучымыш, на который были приглашены учащиеся школы, взрослое население села.По традиции этот праздник проводится после завершения уборки урожая в октябре или ноябре - до православного Михайлова дня (21 ноября). В одних местах - в субботу перед праздником Покрова; в других - в субботу перед праздником Казанской иконы Божьей Матери (4 ноября) или в пятницу после него. Праздник У пучымыш имеет важное значение для сельских жителей. Он подводит итоги осенних уборочных работ, ритуально узаконивает начало потребления хлеба нового урожая.
Обрядовые действа носят благодарственный характер. В содержание праздника входят: благодарственное моление, поминовение умерших предков, ритуальная трапеза, праздничное гулянье.
Марийцы группы сорокан мэрий, в которую входят жители Медведевского, Оршанского, Советского районов РМЭ и Яранского района Кировской области проводили в этот день родовые поминки по умершим родственникам. Моление посвящается Перке Кугу Юмо (богу достатка и прибыли) и Кинде Перке Юмо (богу хлебного достатка). К празднику готовилась каша из овсяной крупы, из муки выпекались пресные лепешки (шергинде). На праздник приглашали родных, соседей, духовных родственников (юмын - тан). Вкусив новой каши, гости пели и плясали под игру гуслей, волынки. Считалось, чем больше гостей на празднике У пучымыш, тем богаче будет хозяин, так как гость, съевший ломоть хлеба и ложку каши, по поверью, оставлял после себя вдвое больше.
В день праздника хозяин, выйдя в огород, трубил в ритуальную трубу шыжывуч (осенняя труба, сделанная из бересты длиной в 1-1,5 метра), давая знать о семейном торжестве. В праздничную обрядность входил ритуал угощения кашей и блинами хозяина овина (агун оза).
Хозяева с утра пораньше вставали, топили печь, пекли блины, хлеб, варили кашу, накрывали стол (вся выпечка делалась из свежей муки).
Потом хозяин брал в руки блюдо с зерном, ковш с квасом, выходил во двор и, глядя на восход солнца, благодарил Бога за то, что вырос хороший урожай, и просил его, чтобы все дела шли удачно, чтобы все были здоровы, счастливы, дом был полной чашей и на столе всегда был хлеб.
Затем заходили в дом, зажигали свечу перед иконой, и хозяин дома снова молился, а все члены семьи и гости - вместе с ним.
И только после этого угощали гостей и соседей. Гости в благодарность хозяевам пели песни с пожеланиями добра, здоровья и богатства:
В доме четыре угла,
пусть дом будет полон семьей.
Стол имеет четыре угла,
пусть полный стол будет еды.
В сусеке (амбаре) четыре угла,
полный амбар хлеба иметь.
В чулане четыре угла,
пусть полный чулан одежды будет.
Двор имеет четыре угла,
пусть полный двор будет добра,
В хлеве четыре угла,
пусть полон хлев будет скота.
Затем гости просили хозяев сплясать в благодарность за то, что вырос хороший урожай, и хозяйка с хозяином плясали вместе с ними.
Гости расходились и приглашали всех к себе. А хозяева благодарили уходящих и давали им с собой гостинцы.
В старину этот обряд проводила каждая семья в разное время, а, не проведя его, не начинали есть свежий хлеб и кашу, считая это за великий грех.
В старину говорили: «Хлеб - всему голова, выше хлеба никто не будет». Так не зря говорили! Ведь как в старину, так и сейчас, встречают у нас гостей, уважаемых людей с хлебом- солью
Считалось, что если было много гостей, то и на следующий год будет хороший урожай, а если мало гостей, то и урожай будет небогатым; если хлеб уродился, то и народ поет и веселится.
Напомнили односельчанам про эту народную традицию работники Никулятского СДК. После познавательной беседы всех присутствующих пригласили за накрытый стол, на котором был свежеиспечённый ароматный хлеб, мясной пирог, каша пшеничная и квас. Всё, как и положено, из свежего урожая 2017 года. Угощение очень понравилось, все остались довольны и сыты. А после трапезы провели развлекательные игры для присутствующих.